Наборы для шитья Вальфдорфских кукол и игрушек. Книга о народной кукле — Кукольный сундучок, со схемами изготовления кукол. Статья о купить свадебный костюм жениха в костроме и ссылки на интернет-магазины, где её можно купить. Представляю доклад, с которым я выступала в Костроме 28 февраля на межрегиональной научно-практической конференции в рамках фестиваля исследования традиционной народной культуры «Дорогами народных традиций», тема: «Традиционная народная игрушка».

Всё больше кукол коллекционируют, всё больше появляется мастеров, а с ними и различных новых технологий. Кукол изготавливают из пластика, папье-маше, дерева, глины. И, конечно же, на волне этого кукольного ажиотажа не могла не всплыть и не показаться русская тряпичная кукла. Её начали изучать, устраивать выставки, обучающие мастер — классы. Одни больше похожи на человека, другие только напоминают образ и символичны. Но, не смотря на это, практически всегда этих кукол можно увидеть не только на одной экспозиции, но и в одной витрине. Очень часто тряпичную куклу включают в программу фестивалей и конкурсов по народному костюму или игрушке, не понимая, что тем самым мы смешивает то, что имеет абсолютно разную природу в своём начале.

А куклы имеют разные смыслы и начала. Эти направления в кукле нельзя смешивать. Но, тем не менее, на сегодняшний день в кукольном мире, на мой взгляд, сложились неприемлемые обстоятельства. Чтобы упростить понимание традиционной куклы её одевают в народный костюм, тем самым умаляя её значение и смысл. Традиционную куклу уводят от символики славянского мира к обычному бытовому назначению. Есть такое выражение Рождение кукол, как рождение целого народа.

Рождение с его мировоззрением, миропониманием и культурой. А в нашем случае получается, что на своих кукол мы больше смотрим через очки европейской культуры и дальше костюма или примитивной сувенирно-подарочной обережности ничего не замечаем. Тема данного доклада не случайна потому, что поднимает проблемы, которые и должны решаться профессионалами в сфере искусствознания, а точнее людьми, посвятившими себя изучению народного искусства. О том, что мастерицы-кукольницы действительно очень плохо понимают суть этой проблемы говорит и то, что книгу Г. Дайн Русская тряпичная кукла в среде мастеров и не только зачастую называют Русская традиционная кукла, а ведь это далеко не так.

церковная надпись на кольце

Ведь в книге как раз таки рассмотрено разнообразие всех видов тряпичной куклы, в том числе и традиционная, но не вся. В Интернете, который прочно вошёл в нашу жизнь как средство общения, можно прочитать такие фразы: Сделала Спиридона Солнцеворота в подарок своему деловому партнёру на материальное благополучие и успешную дорогу. Пишет человек, который, судя по контексту, бывал не в одном городе на семинарах по кукле, общался с мастерами. Здесь явным образом уничижается значение куклы и не потому, что стараются приблизить её к сегодняшнему дню, а потому, что не понимают её символики. Чтобы немного прояснить тему, и более детально обозначить проблему рассмотрим далее понятия традиции и традиционности в народном искусстве, и в этом направлении сравним три, на мой взгляд, основных вида русской тряпичной куклы. Причем актуальность не только теоретического характера, но в еще большей мере практического.

что делать со шлейфом во время танца

Традиционность общепризнанна как одна из специфических особенностей народного искусства. Одни ученые под традиционностью народного искусства понимают в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении. Но есть понимание традиции как явления диалектического, связанного не только с прошлым, но с настоящим и будущим. Традиция глубоко содержательна, это глубоко внутреннее явление. Основа традиции — правильное отношение к национальному наследию.

силуэты распечатать на торт

В традицию же переходит все то, что имеет непреходящую ценность. Это опыт народа, то, что способно по-новому жить в современности. Но если мы обратимся к истории собственного народа, то поймём, что в определённые времена происходило смешивание традиций. Быть может попытка уничтожения, отчасти удачная, того пласта архаичной, мифологической культуры, которая повлияла на искажение некоторых форм и образов традиционной куклы. То есть в контексте русской традиционной куклы не всегда можно говорить об её эволюционном развитии. Диалектическое единство прошлого, настоящего и потенциального будущего, заложенного в традиции, прекрасно выражено в определении, которое дал выдающийся русский композитор ХХ века И.

И хотя он основывался на анализе музыкальных произведений, он выразил существо понятия традиции в ее широком и объективном содержании. Эти стадии роста и спада вступают в противоречие со стадиями, соответствующими иному пониманию: истинная традиция живет в противоречии. Художник-профессионал в своем индивидуальном творчестве выражает и развивает те или иные традиции в меру личных особенностей творчества, мировоззрения, одаренности. Здесь подлинно творческие традиции очень часто не выражаются во внешнем сходстве и в прямых заимствованиях и могут быть скрыты во внутреннем смысле творческого развития художника, в его основных тенденциях, иногда даже вовсе не осознаваемых самим художником. Бывает и иначе, когда художник сознательно обращается к определенным традициям в искусстве и по-своему преобразует их. В народном искусстве живут традиции коллективного творчества. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей.

видео о скромной свадьбе

Кровная связь народного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловила историческую преемственность традиций народной культуры, формирование не только общенародных, национальных традиций, но и их местных локальных проявлений в крестьянском творчестве. Содержание и функции предмета народного искусства в известной мере определяли его художественный образ, особенности и принципы его воплощения. Но сколько бы мы ни говорили о традициях и их особенностях, источником традиций, их носителями являются люди — мастера, творцы народного искусства. Меняется их социальный состав, мировоззрение, уровень культуры. Современные народные мастера принадлежат, в основном, поколениям, выросшим во время технического прогресса.

Это не прежние крестьяне, работавшие скорее интуитивно, по сложившимся канонам. У сегодняшних мастеров больше выбора в ткани, цвете. Сегодня от народного мастера требуется не только высокое мастерство, но и сознательное творческое отношение к своей деятельности, глубокое проникновение в народную культуру. И, конечно же определённая образованность, способность ориентироваться в вопросах традиционного русского искусства. Традиции народного искусства — явление глубинного порядка. Они не лежат на поверхности и не могут быть механически использованы как отдельные технические приемы.

Хотя очень часто это можно наблюдать в тех же сувенирах и даже в обыкновенной тряпичной шитой кукле, которую начинают сдабривать различными символичными традиционными приемами. Отсюда та эклектика и подражание народному искусству, чертам псевдорусского стиля конца 19 века. Глубоко ошибаются те, кто считает, что если традиционную куклу бывает так легко изготовить технически, то стоит потратить на обучение несколько месяцев и получается мастер. За такой срок можно освоить лишь элементарные навыки. Ощутить на себе её природу и истоки. Механическое владение техникой и повторение по инерции заученного ведет к вырождению искусства. Как всякий художник, народный мастер имеет право на искания, эксперименты.

Но из огромного потока впечатлений мастер должен сознательно отбирать и осмысливать возможное и подвластное средствам того искусства, которым он владеет. Например: многоручка, Симеон Столпник, Славутница, Семик и Семичиха. Антропоморфный образ, чаще тряпичный, но возможно использование и другого материала в традиционном костюме, порой детально выполненном в миниатюре. Так же авторы часто находят способы и средства стилизации народного костюма в кукле, придающее ей наибольшую ценность и выразительность. Предназначалась для детской игры, проигрывания социальных ролей, освоению рукоделия при шитье одежды.

Кукла, предназначающаяся для конкретного человека или семьи, несущая обереговый смысл. Нередко обереговая кукла, предназначающаяся ребёнку была и игровой. Традиционная кукла, относящаяся к игровой нередко предназначалась ребёнку в самом малом возрасте и одновременно была оберегом. Изготовление куклы было заложено в ритм обряда и занимало совсем немного времени.

Делался акцент на сути обряда, т. Размер куклы как правило не меньше локтевого. Очень часто в костюмной кукле стараются использовать старинные домотканые ткани. Эти куклы или больше похожи на игровые тряпичные или на интерьерные. Если основу кукла переняла от обрядовой, то могли сделать и на палочках. Одежду делали примитивную, в редких случаях проявляли рукоделие.

фрагмент свадьбы марата башарова

В основном подбирали из старых тканей оборки и старые кусочки вышивки или кружева. Более чем игровую такие куклы смысловой нагрузки не несли. Размер  локтевой, если кукла имела не только обережный, но и обрядовый характер, и более маленький. Так же использовались материалы, которые были ближе к дому.

Куклу старались делать очень образно, не похоже на живое, не рисовали глаз, не детализировали. ЗаключениеВ заключении хотелось бы сказать следующее. Существуют даже отдельные мнения, что обрядовая кукла не столь интересна, не актуальна, утратила свой смысл, как и сам обряд. Мне видится, что такое мнение далеко не безобидно и уж вовсе непрофессионально.

как украсить комнату на свадьбу в домашних условиях

Понятно, что необходимо сохранить хотя бы те отдельные фрагменты традиционной куклы, которые дошли до наших дней. Традиционная кукла так же относится к одному из видов народного искусства, как и, например, традиционный костюм. Но не из-за рукоделия, а из-за целостного представления наших предков о мироздании выраженных через куклу. Традиционные куклы всегда сопутствовали духовной жизни, а не товарно-денежным отношениям. Она есть миф в свёрнутом виде.

Если в традиционной кукле и присутствуют элементы народного костюма, то очень образные и символичные. То есть они здесь зачем-то нужны. У каждой из нас есть свои личностные переживания по поводу куклы, но есть и такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание, которые нельзя и небезопасно приравнивать к личностным. И, как следствие, нужно осторожнее вносить своё в образ традиционной куклы.

Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов». Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2008. То, что сегодня всё «опошляется», упрощается и смешивается — это так иесть.

А корни мало кто ищет, большинство просто хватается, делает, не вникая в суть. Думаю, это нормально при условии того, что есть места, где традиция будет точно сохранена, и такая точная информация будет распространяться. Тогда постепенно мы все станем образованнее. А про кукол мы сейчас правда мало знаем. То, что делают «другу-бизнесмену на дело» — встречала. Нелепо конечно, но хоть так, хоть как-то о кукле знают.

Можетпозже и более глубокое понимание людям придёт. А вот то что мастером быстро не станешь -в точку! Много сейчас недоучек что сами начинают семинары проводить за большие деньги — грустно это. Особенно при том,что, прозанимавшись куклой долгое время,точно понимаешь, что это дело совсем неприбыльное. Думаю, что такие люди, кто пытался так заработать, это скоро поймут. Уже идет 2012 год и вряд ли кто-то прочтет этот комментарий, но я все же напишу.

самая афигенная идея букета невесты бросить

Дело в том, что я отношусь к тем, кто впервые услышал о народной кукле только в 2008 году. Вся информация шла из интернета и книг, от матери и бабушки я о них тоже не слыхала, т. Хорошо говорить о преемственности народных традиций, а если их просто нет в этом направлении? Советский Союз, в свое время приложил достаточно усилий, чтобы была только одна историческая общность — советский народ. В последнее время народ настолько урбанизирован, что о каких-то крестьянских традициях говорить не приходится. Нет не только этих традиций, нет просто населения на селе. А в городе свои реалии жизни, весьма далекие от реалий наших предков.

Поэтому, думаю, надо возрождать древнее искусство домашней самодельной куклы, приспосабливая ее сакральный смысл к новым реалиям. Ну, не верю я, что кукла-мотанка веками оставалась без изменений, возьмите в качестве примера, хотя бы приспособление ее к христианским праздникам. Может, неправильно делаю, но тем, что приобрела, что узнала делюсь с женщинами, посещающими мои мастер-классы. Пусть я не всегда права, с точки зрения ученых-этнографов,но делюсь приемами создания куклы-мотанки, рассказываю о назначении и сакральном смысле, стараюсь постичь психологию воздействия куклы на людей. И то, что делают кукол на удачу бизнесмену, это хорошо, это говорит о том, что приспосабливаясь к новым реалиям, народная кукла продолжает жить, а традиции наполняются новым смыслом.

Фотина — И прочитала Ваш комментарий и отвечаю. Так же как и Вы с куклой познакомилась всего лишь полтора года тому назад и случайно. России с выставкой своих изделий из тканей — пэчворки, куклы и прочее. По моему мнению куклы делались и до Рождества Христова, а значит и сакральный крест в понятии славянина появился позже, да и на какую куклу из соломы вы сможете намотать сакральный крест, сидя у стога сена во время уборочной и делая куклу своему ребенку для забавы,а может и для оберега. А если какому-то бизнесмену нравится кукла Спиридон-солнцеворот и он сможет заплатить за нее большие деньги мастерице, то почему бы и нет. И мастерице приятно и бизнесмен не обеднеет.

Поделитесь новостью со своими друзьями